|
|
Великая отечественная, Глубокий тыл. Год 1942-й Руководители наркомата дни и ночи проводили на производстве, бок о бок с конструкторами. Краснели глаза от бессонных ночей, но все больше синело чертежей, приносимых из светокопировки. На бумаге, однако, всего непредусмотришь. Главная работа была с «живым» металлом— оснасткой, пробными деталями, припусками да достижением сверхчистоты в обработке трущихся частей. Без этого механизм и отказы мог дать.
Наконец в опытном цехе зачитали распоряжение из-наркомата:
— Каждому слесарю-сборщику собрать по десять первых машин.
А к «машине» той — ящики с сотнями калибров, рулоны технологических карт... Не подступишься! Никогда еще оружейники не ладили таких махин, полтора пуда весом. Но не только в непривычных масштабах дело. Требовалась зеркальная чистота операций, особые, закаленные стали для пружин или защелок.
— Э, глаза боятся — руки делают!
Первым загорелся непокорной конструкцией слесарь-Василий Серебрянников, ездивший раньше в Ковров. Поразив стариков, собрал он не десять, а тринадцать пулеметов. За то и получил орден Красной Звезды. Тяжело давалась пригонка деталей подвижной части пулемета. Но и тут народная смекалка взяла свое. Слесаря наловчились «нахаживать» специальным гоночным станком затвор, ползун и механизм подачи патронов, притирая или «разнашивая» всю эту систему.
И вот в дальнем овраге отстреляли первый пулемет на живучесть — до упора, до перегрева ствола. Сгорал он, а конструкция терпела. Безотказна была и при испытаниях с сухим льдом — в пятидесятиградусный мороз! Уже в августе 1941 года первая партия авиапулеметов была увезена заводчанами в Казань. Монтировали они их на пикирующих бобмардировщиках, на ходу уточняя детали.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
|